#
Выбор звезды

Софья Лебедева

Игра в архетипы

Актриса Софья Лебедева – про выход из привычной реальности, про голливудские проекты и методы работы над ролью, в интервью для BoscoVesna.

Хочу сказать, что на съемке для BoscoVesna вы выглядели просто волшебно! Мы до сих пор не смогли решить, кого вы напоминаете на получившихся снимках – кого-то из пьес Шекспира или девушку с полотен эпохи Ренессанса. Скажите честно, когда позировали – кем себя ощущали? Можно сказать, что фотосессия – тоже своего рода актерская игра?
Спасибо! Мне очень понравились все образы. Под каждый из них я находила определенное настроение и самоощущение. Мне нравится быть разной, непредсказуемой. И да, вы верно заметили, в нашей фотоистории мне хотелось идти в архетипы: взаимодействовать и с Боттичелли, и с чем-то глубинно-женским, и с детским хулиганством.

Вы работали в самых разнообразных по жанру проектах: комедия, драма, мелодрама. Какой в плане актерской игры сложнее, какой легче, в каком вам приятнее всего работать?
Я очень люблю трагикомедию. По мне, он самый сложный и интересный. Это выход из собственных рамок и из привычной реальности. Несколько лет назад в Москву из Англии приезжал педагог по клоунаде, я прошла у него курс, и вы знаете, вдруг поняла, что клоунада – это вообще не то, что мы привыкли видеть. Это гораздо сложнее, чем актерство, потому что клоунада (настоящая!) – это и есть трагикомедия. Через дистанцию, внутреннюю остроту, самоиронию, смехо-отчаяние рассказать о своей большой боли. Это огромная смелость и открытость – так взаимодействовать со своими болевыми точками.

А вы сами что больше всего любите смотреть? Какие жанры фильмов/сериалов вам интересны?
Сейчас я смотрю новый сезон «Наследников». Это один из моих самых любимых сериалов на данный момент.

«Бывшие», «Последний министр», «Тетрис», «Викинги: Вальхалла»…  Такой широкий спектр! Талантливый человек – талантлив во всем?
Я искренне считаю, что каждый человек талантлив и наделен каким-то даром. Нужно его просто открыть в себе, увидеть. И поливать, взращивать, чтобы он, как цветок, распустился внутри, раскрылся. На самом деле я смущаюсь от таких вопросов. Я за простоту и самоиронию по отношению к себе, к окружающим.

Были ли роли, сложные для вас в эмоциональном плане, которые было тяжело пропускать через себя?
Самая сложная роль для меня на сегодняшний день – это Елена в сериале «Викинги: Валхалла» на Netflix. Моя героиня проходит там через стихийные бедствия, через потерю близких, через жертвенные поступки, оставаясь при этом цельной, сильной и человечной. Для этой роли я училась скакать на лошади и стрелять из лука, сьемки проходили в Ирландии, в лесах, там безумная красота, конечно.

Ваша любимая роль? В каком проекте было интереснее всего участвовать?
Одна из моих любимых ролей – это Соня Скворцова в «Последнем министре», который вышел на Кинопоиске. За два сезона моя героиня меняется на 180 градусов. Было очень интересно исследовать, как по миллиметру мы предаем свою душу и, принимаем ряд решений, оказываемся на темной стороне? Вот так моя героиня находит себя просто в эпицентре Тьмы. Заключая маленькие сделки с собственной совестью, она шаг за шагом предает себя и начинает создавать и множить зло. Очень интересное было путешествие по работе над ролью, у нас была очень талантливая съёмочная группа и актёрский состав.

Вы много лет серьезно занимались спортом.  Вам пригодился этот опыт в актерской карьере? Приходилось как-то развивать спортивные навыки, учиться чему-то новому?
Я 10 лет занималась художественной гимнастикой. Спорт закаляет дух и учит справляться со сложностями, со стрессом. Мойтренер – это моя вторая мама. Опыт этот очень помогает в актерской работе – я много трюков выполняю сама. Еще я люблю танцевать, часто этим занимаюсь. Для меня это как медитация: проживание себя, своего тела, слияние с любимой музыкой. И вот, например, в проекте «1703» я предложила режиссёру, чтобы моя героиня танцевала – результат можете увидеть в сериале «1703» (улыбается).

Вы снимались в таких крупных зарубежных проектах, как «Викинги», «Макмафия», «Тетрис». Чувствуется разница между нашим, российским кинематографом и зарубежным?
Разница огромная. Там всегда очень тщательно готовятся к началу сьемок, детально прорабатывают сценарий. И, конечно, поражает масштаб: костюмов, декораций, павильона, с каким размахом организован процесс. Там на съёмках задействовано гораздо больше людей, и механизм процесса работает как швейцарские часы. На эмоциональном уровне в Голливуде больше тонуса, собранности, ответственности. И как следствие больше продуктивности.

С кем из режиссеров работать было интереснее всего?
Мне очень понравилось работать с режиссёром «Тетриса» Джоном Бейрдом. Он, кстати, снял фильм, который я очень люблю – «Грязь» с Джеймсом МакЭвоем. Мы вместе с Джоном много репетировали, обсуждали роль, это была именно коллаборация. Он очень поддерживал на сьемках, обращал внимания на нюансы, детали, при этом давал свободу, можно было импровизировать, пробовать. Это было творческое счастье и полет.

Ваши героини – из разных эпох. В кадре вы перевоплощаетесь, в том числе, благодаря костюмам. Помогает ли одежда вжиться в образ героини? Насколько важна работа гримеров и костюмеров при этом?
Без людей этих профессией персонажа бы не существовало. Они создают всю визуальную семиотику героя, которая помогает чувствовать и ощущать его. Есть два метода работы над ролью. От внешнего к внутреннему – это когда ты сначала визуально вместе с гримерами находишь образ персонажа, а потом уже внутри разбираешь кто он такой, его цели. А есть от внутреннего к внешнему – когда ищется сначала характер, ядро роли, а потом уже принимается решение, какой будет внешний облик. Одежда в первом случае очень помогает. И в жизни это тоже работает, для меня по крайней мере. Одежда влияет на наше самоощущение. Если у меня плохое настроение, я могу красиво одеться и просто пойти гулять, любуясь весной. Или просто поехать по магазинам, кайфовать. Настроение сразу улучшается! (улыбается)

Раз уж инфоповод у нас – фэшн-съемка для BoscoVesna, то про моду мы поговорить просто обязаны! Какой стиль вы предпочитаете в повседневной жизни? Для вас мода, стиль – это важно?
Я бы сказала, что у меня есть два направления одежды: для выхода на красные дорожки, различные мероприятия, и для обычной жизни. Между съемками, когда фокус внимания на том, чтобы зарядиться энергией и отдохнуть, я предпочитаю комфортную мягкую одежду, больше в сторону оверсайз. А на красные дорожки мы создаем образы вместе с моим стилистом Александрой Новиковой. Саша меня чувствует. Я же отношусь к этому, как к творчеству, люблю этот процесс.

При таком количестве ролей – как не потерять себя? Бывает такое, что в моменте задаетесь вопросом: «Кто я? Что я за человек такой?»  Бывает, что вы неосознанно перенимаете черты характера своей героини?
Каждая роль – это попытка найти в себе что-то новое. Мы бесконечны, в нас столько всего заложено! Мы можем быть разными, не нужно себя ограничивать какими-либо рамками. Поэтому я отношусь к работе над ролью не как к потере «себя», а как к нахождению нового аспекта в себе. «Человек – это вселенная, таящаяся в теле длиной в полтора метра» – мой девиз по жизни.


Фото: Ольга Тупоногова-Волкова. Стиль: Ирина Свистушкина, Роман Поляков. MUA: Анастасия Кириллова.
Мастер по волосам: Марина Рой. Продюсер: Екатерина Дроздова