Регистрация

Восстановление пароля
Все выпуски
Зима
2017/2018
#ПОСТЕЛЬ МЕЧТЫ
/ КОГДА В 1860 ГОДУ ЭДМОН ФРЕТТЕ, СЫН ГРЕНОБЛЬСКОГО ТОРГОВЦА ТКАНЯМИ, ВМЕСТЕ С ПАРТНЕРАМИ ОТКРЫВАЛ НЕБОЛЬШОЕ ТЕКСТИЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТАМ ЖЕ, В ГРЕНОБЛЕ, ОН ВРЯД ЛИ ДУМАЛ, ЧТО ОСНОВЫВАЕТ КОМПАНИЮ, КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ ЧЕРЕЗ 150 ЛЕТ, НО И СТАНЕТ БУКВАЛЬНО СИНОНИМОМ ВЫСОКОКЛАССНОГО ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ, ПОЛОТЕНЕЦ И ВСЕГО ТОГО, ЧТО СВЯЗАНО С ТЕКСТИЛЕМ В ДОМЕ /
текст ЕЛЕНА CТАФЬЕВА
Адреса магазинов
#1 декабря 1860 года Шарль Шабо, Александр Пайре и Жан Батист Эдмон Фретте основали компанию Frette, которая занялась производством простыней
#Обложка каталога Frette, 1929 год
#Коллекция Golden Deco, FW 2017/18

Карло Антоньетти, изучавший текстильные технологии и присоединившийся к Фретте где-то в середине 1860-х годов в качестве главы производства, вспоминая их встречу, выражался с большим пафосом: «Я никогда не забуду путешествие, изменившее мою жизнь. Если бы я не был католиком, я бы сказал, что в Гренобле, в том поезде, возвращавшемся из Фландрии, я встретил свою судьбу в обличии Эдмона Фретте». К тому времени компания Frette уже распространилась из Франции в Италию. В Монце Фретте появляется между 1862 и 1863 годом, и к 1865-му уже имеет две фабрики в тамошних окрестностях: в Конкореццо, где исполнялись заказы для частных клиентов, и в Совико – для менее изощренных массовых заказов: для отелей, армии, школ-интернатов. Именно продукция последней и составляла большую часть тогдашнего оборота компании. В Италию же Эдмон Фретте приехал потому, что как раз в это время началась индустриальная революция, и традиционные мелкие производства в альпийских городах, и в том числе в Гренобле, стали приходить в упадок.

#В 1881 году Frette становится официальным поставщиком итальянской королевской семьи
#Банная коллекция Diamonds, FW 2017/18
#Коллекция Tweed Flower, FW 2017/18
#Рекламный плакат Frette, начало XX века

Ремесленники в Альпах традиционно ткали все, что использовалось дома, из довольно грубого волокна конопли. С началом индустриализации всех процессов – механизации производства, его электрификации – стали складываться крупные фабрики. Это во-первых, а во-вторых, общее повышение уровня жизни привело к тому, что на смену конопле начали приходить более рафинированные волокна. Постоянно растет спрос на шелк, и на севере Франции складываются большие шелковые производства, а в своем повседневном домашнем обиходе – постельное белье, одежда для сна, полотенца – буржуа постепенно переходят с конопли на лен и хлопок. Кроме того, бурно развивается медицина и гигиена – меняются гигиенические привычки: личное постельное белье и персональные банные и столовые принадлежности, полотенца и салфетки превращаются из предмета роскоши в массовый продукт. Именно на волне всех этих изменений и складывается будущее компании Эдмона Фретте.

В Италию Эдмон приезжает в поисках, как бы мы сейчас сказали, артизанальных люксовых традиций и нового сырья. Итальянская торговля всем, интересующим Фретте, была еще в то время организована по традиционной схеме: местные ткали на собственных станках для себя, родственников и знакомых, а все излишки продавали на рынках, сбывали купцам или странствующим торговцам. Фретте собрал сеть таких поставщиков по всей провинции Монца-э-Брианца в Ломбардии и так сформировал основу своего итальянского отделения, а уже на этой базе выстроил все дальнейшее производство. В итоге он нашел в Италии все, что искал: серьезные текстильные традиции, исключительное ремесленное мастерство ткачей и замечательного качества сырье. Фретте постоянно контролировал качество поставок сырья и полуфабрикатов, причем лично и непосредственно на месте, откуда это сырье происходило. Он следил за всеми технологиями, в 1865 году одним из первых в Италии начал производить жаккард, привезя специальные ткацкие станки из Гренобля. Он все время перемещался между Францией, Италией и Бельгией, впрямую занимаясь всеми производственными процессами. Именно в этих путешествиях, возвращаясь из Италии в Гренобль, он и повстречал Карло Антоньетти, с воспоминаний которого мы начали наш рассказ. В новой декаде, на старте 1870-х годов, меняются принципы работы компании и ее структура: начав с производства постельного белья и предметов сервировки стола для отелей, Фретте к тому времени уже стал поставщиком сотни лучших отелей и ресторанов Италии и других стран Европы. И теперь компания начала бороться за внимание самых богатых и самых привередливых частных клиентов, для которых прежде все экспортировалось из-за границы. И выиграла эту борьбу.

В 1877 году открывается флагманский магазин на Via Manzoni в Милане, а в июле 1881-го происходит слияние итальянского подразделения компании Фретте с компанией Gilardi, Maggi & C – так возникает E. Frette & C, и ее главными партнерами становятся Эдмон Фретте, уже упоминавшийся Карло Антоньетти и Джузеппе Маджи. Сразу после основания E. Frette & C была отмечена на Миланской выставке 1881-го года как лучшая в своей категории (жюри особо указало, что «компания выиграла конкуренцию, вытеснив экспорт и заняв первое место в нашей стране по этому ассортименту продукции») и сразу после выставки получила звание «Поставщик королевского дома». В 1888 году компания выпустила в честь юбилея служения папы Льва XIII специальную серию столового текстиля по дизайну архитектора Гаэтано Моретти, ну и, конечно, начала привлекать крупные инвестиции и проводить масштабную техническую реконструкцию производства. А партнеры Эдмон, Карло и Джузеппе получили прозвище «Прославленная триада». Их текстиль появляется везде: от алтаря собора Святого Петра до легендарного венецианского отеля Danieli и знаменитого «Восточного экспресса», их клиентами становится вся итальянская аристократия и крупная буржуазия: их жаккард, их полотно, их плотные и тончайшие ткани, гладкость и изящество их белья, полотенец, скатертей и салфеток были безупречны.

Весь прошлый век Frette росла и развивалась, распространяясь сначала по всей Европе, а потом и по остальному миру. Компания начала работать в Южной Америке, и особенно в Аргентине, сразу после Первой мировой войны; тогда же Frette пришла в Англию. Начав с итальянской королевской семьи, они стали поставлять весь свой текстильный ассортимент более чем 500 семьям высшей европейской аристократии. От торговли по каталогам за пределами Италии Frette постепенно переходила к обустраиванию собственных магазинов. В 1977 году открылся первый бутик в Лондоне на New Bond Street, в 1989-м – в Париже, а затем в испанской Марбелье. Эта экспансия продолжилась в Нью-Йорке – открытием магазина на Madison Avenue, и в Гонконге – Frette Pacific. Рекламные кампании для Frette снимают знаменитые фотографы, в числе которых, например, Сара Мун. А в 1989 году была запущена делающаяся на заказ Yacht Collection. Сегодня Frette делают любой текстиль, связанный с домом и другим частным пространством: постельное белье, полотенца, скатерти, салфетки, одежду для сна и для дома. В том числе на заказ можно получить собственные простыни и полотенца с монограммой и оригинальным узором.

Frette превратилась в компанию такого уровня благодаря, прежде всего, двум ключевым элементам: тканям и высочайшему уровню исполнения. Все, казалось бы, очевидно, но за тем и за другим стоят 157 лет истории компании. Ткани были всегда в центре мира Frette – еще со времен Эдмона Фретте, который лично занимался их производством и всегда понимал, что тактильные ощущения важны тут так же, как и функциональные свойства. Использование ручной работы, ремесленных техник отделки, традиционных и новых, – это тоже константа для Frette. Все вместе складывается в настоящее кутюрное производство – по всем правилам и законам кутюра: например, жаккард Frette производится из тех же нитей и на тех же станках, что и жаккард для кутюрной одежды и чуть ли не с таким же процентом ручного труда. Ну и, конечно, все, что сейчас выходит под маркой Frette, делается только в Италии.

Как это выглядит в реальности, отлично демонстрирует коллекция этой осени и зимы, которая называется Masterpiece. Она посвящена современному искусству в разных его проявлениях: живописи, скульптуре, перформансу и инсталляциям. В центре – капсульная коллекция Golden Deco, сделанная из жаккарда золотых оттенков, вытканного листьями папоротника. Структура этой жаккардовой ткани такова, что свет преломляется на ней, создавая живой эффект. Мелкие и крупные листья появляются и на домашней одежде, отделанной кружевом и даже норкой. Для новогодних праздников, которые совсем скоро накроют нас, специально придумана и коллекция Winter’s Tale – красные постельные комплекты.

Специально к этому сезону выпущена совместная коллекция с известным дизайнером интерьеров Эшли Хикс. Это небольшая капсула постельного белья, одновременно минималистичная и чрезвычайно тонко исполненная, цвета ночного неба с тонким белым контуром, вышитым по периметру и напоминающим главные архитектурные линии ар-деко. И этот постельный сет тоже отлично проходит по категории «новогодний подарок мечты».

BOSCO DI CILIEGI Контакты:
Адрес: г. Москва, Красная площадь, 3, ТД ГУМ 109012,
Телефон:8 800 500-44-36, Электронная почта: internetboutique@bosco.ru